© 2018 РОР "СППКО" 

Александр Шохин:

«Предложения и замечания Российского союза промышленников и предпринимателей»

Предложения и замечания ООР «РСПП» по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (о поэтапном повышении нормативного пенсионного возраста), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (о ставке тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (о повышении ставки НДС)

 

1.      Концептуально ООР «РСПП» поддерживает предложение о повышении пенсионного возраста.

ООР «РСПП» исходит из того, что такое решение обосновано и связано со складывающейся демографической ситуацией (тенденцией старения населения, изменением соотношения населения в трудоспособном возрасте и за пределами трудоспособного возраста), ростом продолжительности жизни, в том числе здоровой и экономически активной.

Вместе с тем, бизнес видит и риски повышения пенсионного возраста для экономики и рынка труда и неоднократно подчеркивал, что финансовый подход не может быть единственным основанием для определения пенсионного возраста, условий и порядка его введения.

Для принятия решения о конкретных параметрах и порядке повышения пенсионного возраста ООР «РСПП» считает необходимым:

  • провести детальную оценку влияния предлагаемых мер на экономику, а также рисков и последствий реализации законопроекта для рынка труда, занятости молодежи, системы защиты от безработицы, включая пособия по безработице и переподготовку лиц старших возрастов, для системы социального страхования, включая все её элементы;

  • провести анализ актуарных расчетов и статистических показателей, которые легли в основу законопроекта и подтверждают сбалансированность пенсионной системы, а также систем социального и медицинского страхования при повышении пенсионного возраста в перспективе;

  • определить круг вопросов и перечень задач (сформировать «дорожную карту»), для решения которых будет разработан и реализован комплекс мер, в целях нивелирования рисков;

  • оценить бюджетные расходы на минимизацию рисков;

 

2.      Сторона работодателей исходит из того, что все новые меры и изменения действующих норм должны сохранять и развивать принципы социального страхования, а не разрушать их.

 

3.      Необходимо прекратить практику дискриминации работающих по найму пенсионеров и восстановить для них общий порядок формирования пенсионных прав, обеспечить соблюдение основополагающего принципа социального страхования - «уплата взносов формирует права».

В действующем пенсионном законодательстве предусмотрены два механизма снижения уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров, в то время как страховые взносы уплачиваются за них в полном объёме:

-        пенсионные права формируются в пониженных объёмах (снижен с 10 до 3 предельный размер индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемого при обязательном ежегодном перерасчёте страховой пенсии);

-        не индексируется размер страховой пенсии.

В целях последовательной реализации страховых принципов в системе пенсионного страхования, а также для устранения дискриминации работающих пенсионеров, особенно учитывая, что численность работающих пенсионеров в результате повышения пенсионного возраста будет значительно снижена, необходимо:

-        исключить часть первую статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», так как в соответствии с Конвенциями МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» у граждан право на пенсионное обеспечение возникает при превышении установленного возраста и не сопровождается дополнительными условиями, такими как утрата заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица);

-        исключить установленные частью четвёртой статьи 18, частью пятой статьи 19 и частью пятой статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нормы, предусматривающие пониженные размеры максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии работающих пенсионеров;

-        прекратить действие статья 26.1. указанного Федерального закона, определяющей особый порядок выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, в отношении работающих по найму пенсионеров.

 

4.      Пенсионные накопительные системы.

Бизнес поддерживает предложения по формированию пенсионных накоплений. Считаем при этом, что должен существовать механизм их государственных гарантий и разных видов поддержки (налоговые льготы, софинансирование и т.п.).

Необходимо окончательно решить дальнейшую судьбу накопительного компонента обязательного пенсионного страхования. При введении добровольной системы (например, индивидуального пенсионного капитала (ИПК)) от накопительного компонента обязательного пенсионного страхования в принципе можно отказаться и формировать за счет этого больший размер страховых пенсий.

При принятии решения об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) необходимо определить:

-        принципы участия работников в ИПК: заявительный или «автоподписка» (ООР «РСПП» поддерживает осознанный и заявительный характер работника);

-        стимулы для работников, государственные гарантии сохранности и преумножения средств;

-        механизмы реализации программы, не приводящие к росту административной нагрузки на бизнес.

При внедрении ИПК необходимо учитывать, что частые изменения в накопительной системе (систематическая заморозка средств накоплений и передача их в распределительную систему) привели к потере доверия населения к пенсионной системе в целом и не стимулируют развитие накопительных механизмов.

5.      По мнению ООР «РСПП» необходимо ускорить реформирование института досрочных пенсий.

Необходима переоценка оснований выплат досрочных пенсий с целью освобождения системы от оснований, потерявших свое социальное значение. Существенно сократить перечень таких оснований.

Необходимо пересмотреть условия выхода на досрочную пенсию, которые вводились в целях стимулирования занятости в определенных секторах экономики и территориях. Такое стимулирование должно реализовываться в иных формах, не носящих характера долгосрочных пенсионных обязательств.

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) для лиц, занятых в особых условиях труда, целесообразно реализовать, развивая корпоративные пенсионные программы (предоставив право работодателям по согласованию с работниками формировать страховые средства в своих корпоративных системах, а не в ПФР).

Следует ускорить решение задач, связанных с развитием страхования от несчастных случаев на производстве в части страхования профессиональных рисков, что позволит снять часть нагрузки с пенсионной системы и создать новый механизм защиты лиц, начинающих работу во вредных и опасных условиях труда.

При этом модернизацию досрочного пенсионного обеспечения необходимо синхронизировать с реформированием трудового законодательства в части оптимизации системы доплат, компенсаций, мер защиты временем, предоставляемых работникам за работу в особых условиях труда.

6.      Тарифная политика в области обязательного социального страхования.

ООР «РСПП» в основном поддерживает проект федерального закона о закреплении на постоянной основе тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне 22% и считает, что такое решение обеспечит большую предсказуемость фискальной нагрузки на бизнес.

ООР «РСПП» не поддерживает предоставление и дальнейшее расширение масштабов применения отраслевых льгот по тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Вместо льгот по страховым взносам целесообразно предоставлять хозяйствующим субъектам государственную поддержку в иных формах.

Следует рассмотреть целесообразность функционирования в перспективе нескольких пенсионных систем: традиционной с установленным на сегодня порядком уплаты взносов и формирования прав и особых (для разных категорий застрахованных, отраслей, видов деятельности) с иным порядком уплаты взносов и формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в таких системах.